администрация МГДДиМотдел декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусстваотдел художественного творчестваотдел интеллектуального творчестваотдел массовой работыотдел технического творчества и спорта
методический отделгородской центр психолого-педагогической помощиотдел информационного обеспечения и рекламы

Я живу в Беларуси!

Информация о проведении
городских спортивно–патриотических игр «Зарница» и «Орленок»

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Над содержанием гражданско–патриотического воспитания размышляют не только современные педагоги, воспитатели, учителя. История воспитания гражданственности и патриотизма среди подрастающего поколения восходит к далекой древности. Анализируя педагогическую литературу древней Греции, эпохи Возрождения, царской России, изучая советскую педагогику, можно сделать вывод, что во все времена элементом гражданско–паториотического воспитания детей и молодежи было воспитание физическое. Так целью воспитания в Спарте была подготовка сильного, мужественного, выносливого воина, члена военной общины. С малых лет ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое внимание уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска, копья, борьбе, бегу. В 14 лет спартанцы проходили через агон - публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер. С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали права ношения боевого оружия, несли военную службу.
В Афинах помимо музыки, литературы, научных знаний мальчики обучались бегу, прыжкам, борьбе, плаванию, метание диска, так как по мнению афинян идеальные граждане должны были быть прекрасными душой и сильными телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство.

Дворянское воспитание в царской России было направлено на то, чтобы отшлифовать личность согласно определенному образцу, который включал в себя набор различных добродетелей и этических норм. В числе дворянских добродетелей на первом месте находилась честь, которая во многом определяла поведение юного дворянина. Старик Болконский, провожая сына на войну, напутствовал его: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику. Больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал, - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет ... стыдно» (Л.H. Толстой, «Война и мир»).

В царской России школа и государственная служба составляли одно целое. Все петровские и позднейшие до Екатерины законы о школах были законами о службе гражданской, военной, морской и духовной. В школе господствовал не нравственный авторитет учителей, а обязательный и карающий государственный закон. Как на государственной службе того времени была поставлена дисциплина в школах. Повелено было еще Петром «для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, а быть им по чиновнику в каждой камере во время учения и иметь хлыст в руках: а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, какой бы фамилии он не был». За проступки на учащихся налагались уголовные кары: плети, тюремный арест, отдача в солдаты без выслуги, заковывание в ножные железа.

В СССР появилась добрая традиция проводить конкурсы «Зарница» и «Орленок». По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.

10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова. Своим приказом маршал поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам. В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.

В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игрe «Орлёнок». Задача игр «Зарница» и «Орленок» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.

В настоящее время в рамках реализации городского проекта «Формирование ценности служения Отечеству» в активно–деятельностных формах военно–патриотического воспитания с 2006 года проводить конкурсы «Зарница» и «Орленок» для обучающихся учреждений общего среднего образования города Минска стало доброй традицией. 
В 2013г. с 3 по 14 июня на базе Военной академии Республики Беларусь состоялись V–ый  городской спортивно-патриотический конкурс  «Зарница» (03–07.06.13) и II-ый городской спортивно-патриотический конкурс «Орленок» (10–14.06.13).

На торжественном открытии конкурсов «Зарница» и «Орленок» присутствовали представители Военной Академии. На протяжении двух недель они оказывали участникам конкурсов самую разнообразную помощь: как организационного характера, так и в виде моральной поддержки.
В городском конкурсе «Зарница» приняли участие юноши и девушки в возрасте           12–13 лет. Им нужно было пройти через испытания различного характера: выдержать соревнования интеллектуально-этической направленности: «Страницы истории Отечества», «Песня в нашей жизни», «Память», «Боевой листок»; спортивные состязания: «Один за всех и все за одного», «Олимпийские надежды Беларуси»; состязания прикладного характера, представляющие комплексные игры «Безопасность на улицах и дорогах», «Смотр строя», «Снайпер» и игру на местности «Оборонные рубежи».

Блестящую спортивную и интеллектуальную подготовку показала команда средней школы №209 Московского района г.Минска. Ее руководитель, Геннадий Мечиславович Кулицкий и его жена Людмила Николаевна уже не первый год готовят команды на городские и республиканские спортивно–патриотические конкурсы «Зарница» и «Орленок», и они там занимают первое место. На втором месте после команды Московского района оказалась команда средней школы № 2 Фрунзенского района. Наконец, третье место заняла команда средней школы №95 Центрального района.

Участникам конкурса «Орленок» были юноши и девушки 16–17 лет. Им было предложено выполнить такие задания, как принять участие в соревнованиях интеллектуального характера: «Во славу Отечества», «Споемте, друзья!», «Память», «Боевой листок»; пройти через спортивные состязания «Один за всех и все за одного», «Сила, ловкость, быстрота»;  проявить себя в состязаниях прикладного характера: «Дорога без опасности», «Статен в строю - силен в бою», «Меткий стрелок»; в игре на местности «Преодолеть и выстоять».

Стоит подробно рассказать, что же такое игры на местности. Они представляют собой кульминационный момент соревнований в конкурсах «Зарница» и «Орленок» Заключаются они в  преодолении препятствий, в демонстрировании умения установить палатку, разжечь костер, оказать первую медицинскую помощь «пораженному», применить средства транспортировки «пораженного», знания порядка действий в условиях стихийных бедствий, аварий, пожаров и т.д. Наконец, участники игр должны показать свои  умения ориентироваться на местности при помощи компаса, передвигаться ускоренным шагом и бегом, перебежками и переползанием, а также преодолевать минно–взрывные заграждения и тд.

Лидером городского спортивно–патриотического конкурса «Орленок» опять же стала команда средней школы №209 Московского района. На втором месте после них идет команда средней школы №53 Советского района, и, наконец, третье место – команда средней школы №200 Заводского района.
Как показывает практика, проведение конкурсов «Зарница» и «Орленок» способствует формированию готовности учащихся к службе в армии; воспитанию патриотизма, гражданской ответственности учащихся, их уважительного и ценностного отношения к героической истории Отечества и подвигу народа и его Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наконец, через участие в этих конкурсах формируется также мотивация к выбору военной профессии и повышается качество содержания работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Победители городских спортивно–патриотических конкурсов «Зарница» и «Орленок» были награждены грамотами Комитета по образованию Мингорисполкома, республиканского дома ДОСААФ, УГАИ ГУВД Мингорисполкома, призами Минского государственного дворца детей и молодежи, а также Минского городского Совета Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» Минского городского Комитета Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи».

 

 

©2002-2013
mgddim@minsk.edu.by