Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика в системе оказания психологической помощи

Плакса Елена Владимировна, педагог-психолог 1 квалификационной категории сектора «Городской центр психолого-педагогической помощи» Минского государственного дворца детей и молодежи. Старший преподаватель кафедры психологии БГУ.

 

Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика в системе оказания психологической помощи в секторе «Городской центр психолого-педагогической помощи» Минского государственного дворца детей и молодежи

 

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза

 

Диагностическая работа является одной из составных частей работы педагогов-психологов сектора «Городской центр психолого-педагогической помощи» Минского государственного дворца детей и молодежи (далее ГЦППП). Большей частью это запросы на исследование профессиональной направленности и диагностику готовности к школе, которые поступают от клиентов города. Однако диагностическая работа является неотъемлемой частью и практически каждой консультационной работы. Статистический анализ показывает, что наибольший процент обращений, адресованных специалистам ГЦППП – это обращения родителей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Так как в этот возрастной период к ребенку не предъявляется особых интеллектуальных требований, большинство родителей описывали проблему как «неправильное поведение» либо «невнимательность». Если в процессе предварительной (первичной) консультации предполагалось, то или иное неблагополучие в развитии ребенка – родителям предлагалось провести диагностическое обследование, позволяющее выявить его причины. Используемые в работе диагностические подходы носят исключительно индивидуальный характер. Использование диагностических проб позволяет определить основную причину нарушений в поведении и развитии ребенка, грамотно составить коррекционную программу. Диагностическое обследование проводится с помощью методов патопсихологической и нейропсихологической диагностики.

Диагностическая работа с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении с точки зрения медицинской психологии в секторе ГЦППП Минского государственного дворца детей и молодежи осуществляется по двум направлениям – патопсихологическая диагностика и нейропсихологическая диагностика. Выбор того, какие именно методики применять в каждом конкретном случае зависит от опыта психолога и конкретного диагностического случая. Патопсихологические методики и нейропсихологические методики хорошо дополняют друг друга и позволяют взглянуть на проблему комплексно.

Патопсихологические методики разрабатывались В.М. Бехтеревым и его учениками. Именно тогда были сформулированы основополагающие принципы патопсихологической диагностики – комплексный подход в диагностике (использование комплекса методик), качественный анализ полученных данных, индивидуальный подход (если дошкольник из сельской местности не сможет различить трамвай и троллейбус, это совершенно не значит, что он не выделяет существенные признаки, попросите его сравнить корову и козу!).

Патопсихологические методики на данный момент хорошо знакомы не только специалистам, но и широкому кругу родителей. «Просочившись» в массы под видом развития способностей многие методики утрачивают свой диагностической потенциал. В большей мере это касается методик для изучения мышления – «исключение четвертого лишнего», «классификация предметов». Однако знание принципов работы психических функций позволят оперативного заменить задание, с которым ребенок справляется на автомате и есть подозрение, что он не «понимает», а «знает». Например, вместо классической картинки методики «исключение четвертого лишнего» на которой изображены сумки и книга, предложить ему выбрать лишнее из четырех слов: «повар, милиционер, дядя, моряк».

Вторым сложным моментом применения патопсихологических методик является процесс их интерпретации. Обследуемому всегда говорят, что правильных ответов нет. Это одновременно и верно, и неверно. Правильных ответов нет потому, что принципиально любой вариант ответа ребенка дает информацию либо о собственно исследуемом процессе, либо о личности ребенка. И одновременно с этим есть «правильный ответ», который говорит о сохранности свойств исследуемого психического процесса. В частности, процесс обобщения может проявиться на ситуационно-конкретном уровне, в обобщении по существенным признакам, в обобщении по случайным признакам, в обобщении по отвлеченным признакам. В каждом случае – это обобщение, и его нужно отличать от ситуаций, когда обобщение вообще не осуществляется, а подменяется манипулированием с признаками предметов.

Основные методики, которые применяются в процессе работы, следующие:

  • изучение кратковременной и долговременной механической и логической памяти;
  • исследование конструирования;
  • изучение особенностей анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования.

 

Методы нейропсихологической диагностики разрабатывались А.Р. Лурия и его коллегами на взрослой популяции с целью определения путей компенсации и коррекции состояний, вызванных очаговыми (локальными) нарушениями в работе головного мозга. Исследования строения и функционирования мозга привели к выводам, что за определенную функцию (например, счет) отвечает не отдельный участок головного мозга, а сложная функциональная система. В эту функциональную систему могут входить участки мозга, находящиеся не только в разных долях мозга (теменной, затылочной, височной, лобной) но и в разных полушариях. Повреждение любого звена этой функциональной системы или связей между звеньями приводит к нарушениям функции (счета) разной степени сложности – от легкой (ошибки в расчетах при невнимательности) до полной неспособности усвоить даже порядковый счет. Методы нейропсихологической диагностики позволяют выяснить в каком именно звене функциональной системы произошел сбой. В процессе диагностики применяются специальные нейропсихологические пробы. Наиболее известными являются пробы на определение доминантности полушарий (праворукости и леворукости) – переплетение пальцев, поза Наполеона, рассматривание предметов в «подзорную трубу» и т.д.

Специфика нейропсихологической диагностики заключается отсутствии готовых «формул», позволяющих отнести выявленные нарушения к определенной нозологической единице или психолого-педагогическому диагнозу. Патопсихологическая диагностика и нейропсихологическая диагностика существуют как бы в разных областях одной и той же реальности – ребенка, имеющего проблемы в обучении и поведении. Каждый раз психолог должен собирать разрозненные фрагменты в целостную картину – нейропсихологический синдром.

Основные методики, которые применяются в процессе работы, следующие:

  • пробы на динамическую и реципрокную координацию;
  • восприятие и воспроизведение ритмов;
  • пальцевые пробы;
  • восприятие реальных, наложенных, перечеркнутых изображений;
  • исследование фонематического слуха.

 

В г. Минске нейропсихологическая диагностика осуществляется на системной основе в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района г. Минска и в секторе «Городской центр психолого-педагогической помощи» Минского государственного дворца детей и молодежи.

Любая диагностическая работа, в том числе патопсихологическая и нейропсихологическая не может осуществляться ради самой диагностики. Это всегда этап на пути оказания помощи ребенку. На основе полученных данных обязательно организуются консультации с родителями. Идеальным вариантом дальнейшего развития событий является организация коррекционно-развивающего обучения под контролем грамотного специалиста. Эту возможность не всегда удается реализовать из-за большого количества нуждающихся и ограниченного временного ресурса специалиста. В таких случаях родителям даются рекомендации, которые они могут выполнять дома, с условием последующих периодических встреч с психологом для оценки результативности, коррекции ошибок в выполнении упражнений, изменения программы работы с ребенком.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*